среда, 21 ноября 2012 г.

Фильм 1.

«История мертвого человека». Чехословакия. 1974 г.
Фильм начинается с полета воздушного шара в кадре и голоса за кадром: «В архивах госбезопасности Чехословакии хранятся документы, свидетельствующие о событиях, происходивших много лет назад. Следствие по этим делам давно закончено, но забывать об этом нельзя. История, которую мы вам расскажем, произошла в 1955 году».
Итак, на территорию Чехословакии влетает воздушный шар. Пассажир его при приземлении обрубает стропы, отпуская шар в небо, корзина же (гондола?) остается в кроне деревьев. Таинственный пассажир в костюме летчика бежит по лесу к месту встречи с ожидающим его водителем грузовика. Водителя он убивает, труп прячет, на грузовике уезжает. Корзину скоро обнаруживают, сообщают куда надо. Органы госбезопасности сразу же начинают поиски таинственного гостя. Первые же вопросы: какой глупый шпион, почему он не спрятал и корзину и так плохо спрятал труп водителя (а его нашли чуть позже, чем корзину) — получат ответы уже скоро. И корзину и труп должны были обнаружить, чтобы вывести госбезопасность на того, кто являлся отвлекающим маневром в этой сложной на первой взгляд схеме. В корзине есть фляга с водой, а на ней отпечатки пальцев. По ним выходят на гражданина (забыла имя, назовем его Йозефом), который год назад сбежал в Австрию, отпечатки его остались в базе, поскольку до побега он работал в ресторане, где однажды случилось ограбление, Йозеф к нему был непричастен, но в ходе следствия отпечатки брали у всех. И вот его «австрийские хозяева» дают задание пробраться на воздушном шаре в Чехословакию, если Йозеф все выполнит как следует, по возвращении он получит австрийское гражданство. Наивный Йозеф. Кстати, в Австрию-то он бежал, чтобы открыть там свою пивнушку. В Чехословакии его, шпиона-неудачника, быстро задержали, так что мечты о гражданстве и пивнушке испарились, а вместо них замаячили неприятные перспективы. Йозеф, однако, смог доказать свою непричастность к убийству водителя грузовика. Он прилетел на другом шаре в другое место, одежду свою или что-то еще он зарыл, место указал. Так и появилась версия, что Йозеф был лишь отвлекающим маневром. А настоящий шпион и убийца уже растворился среди населения страны, как же его искать? И тогда, поскольку грузовик найден, работники госбезопасности рассчитывают, куда же и на какое расстояние мог уйти шпион от места, где он бросил грузовик. Прочесывают леса. Задерживают нескольких грибников и одного контрабандиста. Насколько я поняла, вывод, что задержанный - контрабандист, работники госбезопасности сделали на основании того, что задержан он был вблизи с польской границей. Никаких вещей у него не было, денег тоже — странный контрабандист, по-моему.
Задержанный контрабандист - глухонемой и страдающий потерями памяти. Долго с ним возятся, потом он в результате испуга начинает говорить. Тут в фильме появляется и любовная линия. Мы уже поняли, что он и есть шпион, хотя прямо это не говорится. Работники госбезопасности его все еще подозревают, хоть бывший глухонемой, Карел, ведет добропорядочный образ жизни. Немного дедукции, прозорливость и острый ум следователей, допрос свидетелей, а в большей части - подслушивающие устройства, которые расставлены, кажется, повсюду, помогают развеять последние сомнения, в том, что Карел — шпион (он, кстати, был завербован в 1942 году, когда был в Освенциме, то есть в Аушвице, Карел — поляк на самом деле, и задержали его вблизи польской границы потому, что он шел в Польшу, а зачем — узнаем позже). Но почему же он ничего не предпринимает, как же его задание? И вот он встречается со связным, который тоже удивлен, почему же Карел уже полгода не выполняет задание? А дело в том, что Карел решил завязать, он женился и хочет жить спокойно, с чистого листа. Как мы знаем, так не бывает. Либо хозяева тебя прижмут, либо госбезопасность. В данном случае — второе. В момент разговора Карела со связным госбезопасность врывается (дело происходит в вагоне-ресторане поезда), связной задержан, а Карел прыгает с поезда и бежит, отстреливаясь. Работники госбезопасности, дернув стоп-кран и выскочив из поезда, бегут за ним. Сцена: позади у бегущего Карела поезд, из которого он только что выскочил, в поезде — жена, приемный сын, сотрудники госбезопасности и задержанный связной (ну это кроме других пассажиров, разумеется), два сотрудника его преследуют, впереди — железнодорожное полотно, по которому по стечению обстоятельств поехал поезд, то есть бежать Карелу некуда и он стреляется. Конец фильма.
Выводы и наблюдения:
То, что нам сразу (в первую минуту фильма) сообщают об архивах госбезопасности и о том, что там много чего хранится, несколько напрягает. Тут я слышу: «У нас все записано-зафиксировано, мы все помним и все храним». Бррр.
Хочешь сбежать на Запад — будь готов, что ты сразу попадаешь в зону внимания спецслужб, которые под видом облагодетельствования (в данном случае — предоставление гражданства) будут заставлять тебя заниматься шпионажем, или хуже — просто используют тебя в своих грязных играх.
Если ты гуляешь в лесу вблизи польской границы с пустыми руками — то ты скорее контрабандист, чем грибник.
Подслушивающие устройства — верный друг службы госбезопасности Чехословакии, они бы не раскрыли это дело, а до пенсии следили бы за этим Карелом, пока бы он сам не прокололся.
По поводу проколов — чаще всего в шпионских фильмах герой прокалывается на умении метко стрелять. И тут тоже.
Финальный вывод — от «хозяев» и от госбезопасности не скрыться, даже если решил завязать — тебя все равно найдут. И тут уж лучший выход — стреляться. Впечатление ужасно тягостное и страшное. Особенно сильно давит кадр с поездами, между которыми герой словно заперт.
Фильм вообще слабый, но смотреть стоило, конечно. Но это первый виденный мною шпионский фильм, который оставил такие тяжелые впечатления.

Комментариев нет:

Отправить комментарий